Православная роспись

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Традиционная благодарственная фраза:
«Ангела вам за трапезу!»


НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

19 января Православная церковь отмечает Крещение Господне. Это один из великих церковных праздников в память крещения Спасителя. В этот день наш христианский Бог Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан и принял веру в Самого себя, Бога истинного и непогрешимого.

Иоанн Креститель приветствует Иисуса, идущего на Крещение.
«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Работа художника над этой картиной продолжалась с 1836 по 1857 год.

Если вы не происходите от колен Давидовых, с коими родственнен наш Бог Иисус Христос (см. "Родословная Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова"; Евангелие от Матфея, 1:1), то понять без наличия святой христианской веры парадоксальную ситуацию с Крещением Бога в Его собственную религию вам будет столь же трудно, как и постичь человеческим разумом святую истину, что Иисус, Бог Вечный, Единый и Неделимый, был отцом самого себя.

В том и состоит вся суть величия истинной христианской веры, что ее невозможно поставить перед лицом обыденного человеческого разума (как это делается в людских науках), и следует всегда и во всем всей своей христианской душой свято веровать сказанному в богодухновенном Священном Писании. Ибо пути Господни неисповедимы.

Христианство есть вера в Единобожие Христово (в отличие от многобожных язычников), ложные идеи множественности богов не признающая и порицающая. Потому всякого, представляющегося христианином, легко проверить на истинность его христианской веры вопросом: "Кто есть Христос?" Если человек начинает словоблудие, вроде "Христос - это Сын Божий", "Христос - это Богочеловек" или "полубог", то перед вами сектант.

Ибо в христианстве Иисус Христос есть Бог Истинный, Единый и Вечно Сущий, и других богов нет и быть не может. Христианская Троица: Бог-Отец, Бог-Сын Бог-Дух святой - это одно и то же. Три в Одном, и Один в Трёх. Эта святая истина может быть духовно воспринята только незамутненной, чистой и святой верой. Не имеющий должной христианской веры при попытках это воспринять неминуемо впадает в грех искушения бесовским сомнением и неверием.

СОБЫТИЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

По евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Евангелие от Иоанна, 1:28) – ныне местечко Каср аль-Яхуд, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Евангелие от Луки, 3:23) с целью принять крещение.

Иоанн, дотоле много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, узнал в нем Мессию, был удивлён сим явлением к нему Христа и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде из голубя, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Евангелие от Луки, 3:21-22).

Так при участии Иоанна было всенародно засвидетельствовано мессианское предназначение Христа. Крещение Христово рассматривается всеми евангелистами как первое событие в Его общественной деятельности в качестве христианина.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Евангелие от Иоанна, 3:23).

Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Евангелие от Иоанна, 1:35-37).


После принятия Крещения Господь наш Вечно Сущий, Единый и Неделимый Иисус Христос свято уверовал в святую Христову веру в Самого себя и в Свои Господние Истины.
Во что Господь верил в Своем вечном бытии до того, Евангелия не сообщают.
Святое Крещение Христа провел смертный человек Иоанн Креститель, руководитель одной из тогда многочисленных иудейских сект. В этой секте некоторое время состоял Иисус Христос, но затем отделился и создал Свою общину из 12-ти Апостолов.

Согласно Евангелию, Крещение Иисуса в реке Иордан состоялось в местечке Каср аль-Яхуд ("Каср аль-Яхуд" означает "дворец еврея"; "яхуд" - еврей, иудей), что неподалеку от палестинского города Иерихон.
После войны 1967 года участок Каср аль-Яхуд был объявлен закрытой военной зоной. Желающим посетить святыню приходилось получать специальные разрешения от руководства администраций и военных властей. В 2011 году доступ на территорию вновь стал свободным. После 44 лет запустения туристический центр в местечке Каср аль-Яхуд потребовалось восстанавливать. Был построен новый центр для паломников.
Возобновивший свою работу паломнический центр помогает привлекать туристов в Иорданскую долину. Ведутся переговоры с Иорданией и Палестинской Автономией о разработке совместного пакета туристических услуг. В будущем на Иордане планируется возвести плотину, чтобы поднять уровень воды в реке на этом участке.
Туристический центр принимает посетителей ежедневно с 09:00 до 16:00.
Ежегодно в Каср аль-Яхуд могут приезжать 150 тысяч туристов. Паломничества к нему совершают не только христиане, но и евреи, также считающие это место святыней. По преданию, некогда именно здесь, в самом узком месте реки еврейский народ во главе с Иисусом Навином пересек Иордан.
О месте святого Христова Крещения и современном его состоянии см. в статьях ниже.


После Своего Крещения и обретения истинной Христовой веры Господь наш Иисус Христос сделал крепкую плетку и вместе со Своими 12-ю святыми Апостолами отправился нещадно лупить торговцев в храмах Божиих и вокруг храмов.

Евангелие от Иоанна, гл. 2:

13Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до'ма Отца Моего не делайте домом торговли.

17При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21А Он говорил о храме тела Своего.

22Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

23И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.

24Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех 25и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.


Изгнание купцов и торговцев из храма.

К сожалению, нынешние верующие и священство РПЦ Московского патриархата этот святой Христов обычай не соблюдают, ставя церковную торговлю превыше святых Христовых Заветов.

Крещению (Богоявлению) предшествует Крещенский Сочельник – канун Крещения (Богоявления), который проводят в строгом посте – едят сочни с ягодами, лепешки, постные пироги.

18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.

Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается: о чем открытому небу помолишься, то и сбудется. В памяти народной хранится немало крещенских обычаев и традиций. День праздника расписан чуть ли не по часам – когда что есть, когда гулять, когда отдыхать. И все имеет глубинный смысл, все полезно душе и телу.

Поставьте в ночь с 18 на 19 января на стол серебряную чашу (или любую другую емкость из этого драгоценного металла). Наполните ее водой. Ровно в полночь вода начнет колыхаться, как бы повторяя момент крещения Иисуса. С этой минуты, по народному поверью, вода становится целебной и будет долгое время помогать от недугов, страхов, стрессов, если пить ее или умываться ею.

Крещенские снег и лед, собранные в крещенскую ночь с чистого поля, считаются священными. Если сохранить их в морозильной камере холодильника, они сослужат полезную службу. Этим снегом обтирают больных, и те чувствуют облегчение: отступает боль, нездоровая кожа очищается, в душу вселяется покой.

Закаленные и просто смелые люди используют день Крещения, чтобы непременно окунуться в прорубь. Даже в неосвященной проруби 19 января вода становится лечебной,

Крещенские чудеса России – крещение морозом
Крещенские купания в проруби на полюсе холода в Оймяконе и прочие тамошние чудесные крещенские явления


18 января хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье – кресты. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой.

Должны быть и особенные печеньица – именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает некоторые мучные изделия только ей ведомым значком. Для себя изюминкой, для мужа – маком, для сына – анисом, для дочки – тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени. Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.

Хорошо пропеченный желто-розовый крест сулит здоровье, успехи, благополучие. У того, кому выпадает такой крестик, можно потом весь год искать заступничества, сочувствия, совета. Печенье с трещинами и надломами предрекает трудности, перемены в судьбе. А вот горелый или непропекшийся крест обещает болезни, душевные травмы, печаль.

Эти последние кресты есть нельзя. Их надо отнести на улицу и скормить птицам. Небесные создания, по приметам, помогают избыть горе. Домочадцы, которым предназначаются неудачливые печенья, не должны ничего знать о плохом предзнаменовании. Они угощаются румяными запасными крестами с дополнительного противня, поэтому настроение ни у кого в праздник не портится.

Найдите предлог, чтобы 19 января побывать на воздухе, пропитаться крещенским морозцем, дарующим молодость и энергию. Всем необходимо совершить посильный подвиг: оторваться от стола с яствами и хоть полчаса погулять по улице, как требует народный обычай.

Ниже приводятся некоторые рецепты приготовления ритуальных блюд для Крещенского Сочельника и Крещения Господня.


КУТЬЯ ГОРОХОВАЯ

Зерна пшеницы и гороха перебрать, промыть, залить холодной водой, отварить и растереть, прибавив растительное масло (лучше конопляное) и соль, хорошенько перемешать.
Подавать охлажденной.


ПЕЧЕНЬЕ «КРЕСТЫ»

Ингредиенты:
250 г пшеничной муки, 1 яйцо, 125 г масла, 65 г сахара, 1 рюмка коньяка или рома, соль и ванилин по вкусу.

        Приготовление      

Из указанных продуктов замесить пресное тесто и разделить его на несколько частей. Каждую часть скатать в виде колбаски.
Подготовленные катыши сложить друг на друга крестом, уложить на смазанный жиром противень и выпечь в духовке до золотисто-румяного цвета.


ЛЕПЕШКИ

Ингредиенты:
500 г пшеничной муки, 250-300 г воды, 7-8 г соли, 5- 6 г соды.

        Приготовление      

В кастрюлю налить воду, в которой предварительно растворена соль, добавить муку, соду, тщательно перемешать.
Замесив тесто, сформовать из него плоские лепешки массой 70-100 г. Подготовленную лепешку положить на сухую раскаленную сковороду с толстым дном (лучше чугунную) и испечь сначала с одной стороны, потом с другой.
Во время выпечки нужно следить за тем, чтобы лепешки не подгорали и не были сырыми. Если проколоть выпекающуюся лепешку чистой лучинкой и она после извлечения останется сухой, то лепешка готова.
По мере готовности лепешек их следует снимать со сковороды и, складывая одна на другую, накрыть чистой тканью.
Такие лепешки лучше всего есть в свежем виде, не откладывая на завтра.
Выпекать их можно и на сковороде, смазанной растительным маслом.


ПИРОЖКИ ПОСТНЫЕ

Ингредиенты:
Для теста: 800 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сахара, 1 ч. ложка соли, 20 г сухих дрожжей, 2 стакана воды.
Для начинки: 350 г перловой крупы, 800 г грибов, 2-4 луковицы, растительное масло.

        Приготовление      

В большой миске перемешать все сухие компоненты и добавить теплую кипяченую воду. Затем тесто замесить и, накрыв миской, поставить подходить. После первого подъема тесто обмять, а после второго – разделать на пирожки.
Приготовление начинки. Сварить перловую крупу, чтобы получилась не очень вязкая каша. Грибы соленые или свежие тоже отварить. Обжарить на сковороде мелко нарезанный лук, затем добавить грибы и перловку.
Приготовленным фаршем начинить пирожки, уложить их на смазанный маслом противень и выпечь в духовке.


КИСЕЛЬ ЯБЛОЧНЫЙ

Ингредиенты:
250 г яблок, 3 ст. ложки сахара, 2 ст. ложки картофельного крахмала – для жидкого киселя и 3,5 ст. ложки – для густого, 1 л воды, лимонная кислота по вкусу.

        Приготовление      

Яблоки почистить, нарезать кусочками, залить горячей водой и варить в закрытой посуде до готовности.
После этого протереть, соединить с отваром, в котором они варились, добавить сахар, лимонную кислоту, довести до кипения, ввести разведенный холодным отваром крахмал и вновь довести до кипения.


В этот день церковь дозволяет всякие блюда по вашему вкусу.
При подготовке своего стола пользуйтесь всем богатством рецептов Большой Российской Кулинарии SuperCook.ru
Также см. Блюда российских монастырей



Река Иордан в местечке Каср аль-Яхуд, где крестился Иисус Христос.
Это узкая мелкая речушка с весьма мутной водой.


Иордания не готова признать за расположенным на территории Иудеи местечком Каср аль-Яхуд права называться местом крещения Иисуса Христа. В Аммане утверждают, что основатель одной из главных мировых религий принял крещение на восточном берегу реки, который сейчас находится на территории Хашимитского королевства.

Члены иорданского правительства, парламентарии и представители церкви на своем совещании выступили против попыток властей Израиля узурпировать право на место крещения Иисуса Христа.

Участники совещания отметили, что все исторические и археологические свидетельства указывают: основатель христианства принял крещение на восточном берегу реки, в месте, которое в честь этого события получило название "Аль-Магтас" (погружение).

По словам министра внутренних дел Иордании Мазен Сакет, в поддержку этого места выступали главы многих религиозных конфессий, в том числе – Иоанн Павел II, который в 2000 году принял участие в церемонии открытия построенного здесь комплекса.

"Иорданцы потрясены тем, что израильтяне построили на западном берегу туристический объект, заявив, что именно там состоялось крещение Иисуса Христа. Они проигнорировали исторические факты", – заявил Сакет.

Католический епископ Аммана Салим Саиг подчеркнул важность вопроса для всех христиан и призвал провести научные изыскания, которые убедят весь мир в правоте иорданской стороны.

Еще до того, как Каср аль-Яхуд 12 июня 2011 года вновь открылся для посетителей (после закрытия этой зоны израильскими военными властями в 1967 году), министр туризма Иордании Хайфа Абу-Разали сообщила, что сотрудники министерства провели рабочую встречу с израильскими коллегами. Те заявили, что не имеют никакого отношения к предстоящему событию.

Иорданцы утверждают, что подлинным местом крещения Иисуса была Вифания Заиорданская, расположенная на восточном берегу реки. Свою версию они подтверждают археологическими находками, такими, как фрагмент колонны, которая, согласно раннехристианской традиции, была установлена на месте крещения Иисуса.

Израильтяне убеждены, что Иисус погрузился в воды Иордана в Каср аль-Яхуд, рядом с местом, где позже был построен православный монастырь Святого Иоанна Крестителя. Расстояние между Каср аль-Яхуд и Аль-Магтасом не превышает десяти метров.

Следует отметить, что большинство исследователей ранней истории христианства считают, что место крещения Иисуса было расположено на западном берегу Иордана. Они напоминают, что из всех канонических текстов Нового Завета место крещения упоминается только в первой главе Евангелия от Иоанна, согласно которому "это происходило в Вифаваре при Иордане, в месте, где крестил Иоанн" (Иоанн 1:28).

Поселок, о котором идет речь, назывался Бейт-Аавара – "Место переправы", и располагался он в районе современного моста Алленби, недалеко от Иерихона. О том, где он находился, можно судить по так называемой "Мадабской карте" – мозаике, которая украшала церковь Святого Георгия в Мадабе, расположенном на территории современной Иордании.

Стилизованная карта Святой Земли датируется серединой шестого века нашей эры. Есть на ней и изображение места впадения Иордана в Мертвое море, а также его окрестностей, включая Иерихон и Бейт-Аавара. Надпись рядом с названием населенного пункта гласит: "Вифавара Святого Иоанна, где произошло крещение". Согласно карте, Вифавара находится на западном берегу реки.

В 1967 году, после Шестидневной войны, Иерихон, также как и вся Иудея и Самария, перешли под контроль Израиля. В течение долгих лет приграничный Каср аль-Яхуд оставался закрытой военной зоной. Доступ туда открывался всего несколько раз в год.

Однако 12 июня 2011 года, после благоустройства, произведенного министерством регионального сотрудничества и местными властями, доступ к месту крещения был открыт свободный доступ с израильской стороны. При этом все работы осуществлялись с ведома иорданских властей.

"Иордания заблаговременно получила полную информацию о ходе работ. Сейчас совместно с иорданцами планируется возвести плотину, чтобы обеспечить круглогодичный уровень воды для крещения", – сообщила нам представительница МИД Израиля Илана Штайн. Она также заявила, что на данный момент министерство иностранных дел не получило никаких жалоб со стороны Иордании


Оборудованная купаленка на р. Иордан для купания и крещения туристов на месте Крещения Христа.


Уровень реки подвержен большим колебаниям.
Иногда река мелеет настолько, что купание в ней крайне затрудняется, и это приводит к сокращению числа туристов и недополучению прибылей.
Для поддержания нужного уровня воды власти Израиля предполагают возвести небольшую плотину.


Пресс-служба министерства регионального развития сообщила, что перед открытием святыни израильские представители проконсультировались с Патриархом Иерусалимским Феофилом, который однозначно подтвердил, что Иисус принял крещение на западном берегу Иордана.

"Большинство церквей и монастырей самых различных христианских конфессий на протяжении многих столетий возводились именно на этом берегу. В то же время, мы не хотим принижать значение каких-либо религиозных святынь", – сообщили нам в министерстве.

В начале XXI века расстояние между Каср аль-Яхуд и Аль-Магтасом составляет около 10 метров. Река неоднократно меняла свое русло – сейчас невозможно установить, где именно во времена Иисуса Христа располагался западный, а где восточный берег. Вряд ли удастся внести полную ясность и в вопрос, с какой стороны входили в реку Иисус Христос и Иоанн Креститель.

Однако арабское королевство демонстрирует готовность пойти на конфликт с еврейским государством, чтобы утвердить свои права на христианскую святыню. И причина – не только опасения за то, что паломники забудут об Иордании и устремятся в Израиль. Хашимитская династия, которая носит почетный титул хранителя исламских святынь Иерусалима, хочет напомнить, что она сохраняет власть и над участком земли, священной для христиан.

Арабы называют это место на берегу Иордана, незадолго до его впадения в Мертвое Море, Каср-Эль-Яхуд. Что означает - дворец еврея.
Поразительно как часто не признающие в современной политике прав народа Израиля на свою землю, в географических названиях арабы точно сохраняют исторический смысл.
Яхуд - еврей, иудей. Какими же своими поступками так прославился этот анонимный иудей, что память о нем дошла до нас через туман веков?

На византийской карте Медва хорошо видна река Иордан. На синем фоне реки выложенны мозаичные рисунки рыб. Те, которые плывут по течению к Морю улыбаются, еще не зная, что их ожидает. Назад, из Мертвого моря плывут хмурые рыбы. Это прикольная мозаика, но сейчас немного о другом. О том, что на этой же карте нарисована полоска поперек Иордана. Примерно в районе современного Каср-Эль-Яхуд. Эта полоска похожа на переправу. С левого на правый берег, с западного на восточный, и обратно.
Ведь по обоим берегам реки во все времена была одна и та же страна. Хоть и называлась по-разному: Канаан, Израиль, Иуда, Сирия, Левант, Палестина, Турция, Трансиордания...
Вполне вероятно, что переправа у реки существовала задолго до Византии. И вполне вероятно, что харизматичный иудей по имени Иоханан, память о котором хранит арабское название места, именно на этой переправе прославился своими проповедями и деяниями.
Пока люди ждали своей очереди на переправу, Иоханан предлагал им окунутся в проточные воды реки. Ведь ритуальное омовение уже тогда являлась одной из важных иудейских заповедей.

Не правда ли, очень похоже на современных хабадников, предлагающих на вокзалах помощь в прочтение молитвы по всем правилам?
Возможно, что среди тех, кто внял голосу Иоханана был и некий Иешуа из Галилеи.
Ведь дорога из Галилеи в Иерусалим проходила именно тут. Конечно, через горы Шомрона (Самарии) идти в иерусалимский Храм на великие праздники Суккот и Пейсах, было намного короче. Но там самаритяне, не признающие святость вечного города, устроили целую антифаду для иудейских поломников. Так что через иорданскую долину и Иерихон дорога была намного безопаснее.

А может иудея, призывающего окунутся в воды Иордана звали вовсе и не Иохонан, а Элиша (Элисей)? Элиша был учеником и приемником Ильи пророка и тоже творил много чудес на этих берегах. Даже излечивал больных проказой. А в здоровом теле - здоровый дух. Значит, и душу тоже можно было излечить погружением в воду.

Но самое важное произошло тут задолго до Иоханана и Элиши.
"...Только несущие ковчег дошли до Иордана и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды... остановились воды текущие сверху в мертвое море... и народ переходил против Иерихо..." ( Иеошуа,3)
Да, именно тут, напротив Иерихона сыны Израиля после 40 летних скитаний по пустыне перешли Иордан посуху.

Когда Илья пророк передавал свою нелегкую смену Элише, воды Иордана тоже расступались.
В 1927 года, вол время сильного землетрясения, часть берега обвалилась, и Иордан был сухим почти сутки.
Последний раз воды расступались лет 20 назад, во время сильного паводка. Тогда тоже обрушился глинистый берег, и образовавшаяся плотина пару часов сдерживала поток воды.
Так что хоть речка на вид и невзрачная, но в дождливую зиму и тем более во время землетрясений может быть очень непредсказуемой.

Именно по этой причине были во все времена проблемы с постройками мостов через Иордан. А там, где не смогла разрушить природная стихия, постарались человеческие руки.
Наверное, по количеству разрушенных мостов на душу населения, Иордан занимает первое место в мире. К сожалению, прогулка по развалинам мостов Иордана на данный момент невозможна. Все-таки граница!

Зато в Каср-Эль-Яхуд стало попасть намного легче.
Раньше нужно было получать разрешение у армии, а это было почти безнадежное мероприятие.
Для многочисленных христианских поломников Израиль выделил место около Кинерета. Именно туда, в Иорданит, а не сюда на Иордан, направился поток туристических автобусов.
Но Иордания, не имея своего Иорденита, стала развивать туризм именно в оригинальном варианте. Подход к реке со стороны Иордании стоит не дешево: 10 динар (60 шек.)
С еврейской стороны пока бесплатно. Разрешение на посещение дает уже не армия, а управление заповедниками.

Достаточно позвонить по телефону 02-6504844 и в назначенное время у ворот границы вас будет встречать армейский джип. Который и сопроводит вашу машину до самой реки мимо заминированных полей и заброшенных монастырей!

Январь, 2011


Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха».

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое.

Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную».

Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони… ».

В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него.

Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога».

И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше».

Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна.

Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Предпразднство

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».

Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника

Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…».

Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одноro раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды.

Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника.

В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. православная роспись

Великие часы и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).

На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом.

В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа.

Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.

После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После б-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).

После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды.

В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…».

Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды.

Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому.

Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие.

В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом завете, во время странствования иудеев в пустыни, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна».

В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения.

По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Об освящении воды в водоемах

В святой день Крещения сам Господь наделяет воду в природных водоемах святой силой. Потому освящение священником воды в водоеме не только излишне, но и демонстрирует неверие в способность Господа должным образом освятить воду. Освящающий сии воды впадает не только в грех неверия в Силу Господнюю, но также и в смертный грех гордыни, т.е. почитания себя равным Богу или даже превыше Его.

Ибо непреложна истина, что всякая святость не от человека, но от Бога (всякая святость есть святость Божия в нас).

Даровать святость или взвесить степень святости чего-то (полностью и во всем свят только Бог) может один Господь, только Господь, и никто, кроме Господа, Творца Божьего мира. Попытки человека якобы «добавлять» к дарованной Господом святости еще какую-то «дополнительную» или «решать» за Господа, что свято, а что не свято, тоже есть явление смертного греха гордыни – ложное утверждение своего мнимого «равенства» Богу.

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.

На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе.

Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пнем без сомнения сию святую воду».

Всенощное бдение праздника

Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо.

Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.

Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе».

Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

На утрени, по полиелее — величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем».
(В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем»).

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).

К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.

Литургия

В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником (так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста).

На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись».


<< предыдущая страница              следующая страница >




Источник: http://supercook.ru/700-rpk-07.html


Закрыть ... [X]

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ - Ажурные блузки вязание



Православная роспись Православная роспись Православная роспись Православная роспись Православная роспись Православная роспись Православная роспись Православная роспись